Обучение, аттестация и сертификация в области НК

Модераторы:

Коновалов Николай Николаевич, д.т.н., Заместитель Генерального Директора АО «НТЦ «Промышленная безопасность»

Копытов Сергей Георгиевич, Заместитель генерального директора ООО «НУЦ «Качество»

Быстрова Наталья Альбертовна, д.т.н., Руководитель Подразделения «СертиНК» ФГАУ «НУЦСК при МГТУ им. Н.Э. Баумана»



Заседание круглого стола «Обучение, аттестация и сертификация в области НК» в рамках Форума «Территория NDT – 2019» прошло 6 марта 2019 г. Вел работу круглого стола заместитель генерального директора АО «НТЦ «Промышленная безопасность», д-р техн. наук Коновалов Н.Н. В заседании приняли участие более 50 человек. Участниками были заслушаны три доклада, в которых рассматривались вопросы взаимосвязи обучения и сертификации персонала неразрушающего контроля, новые стандарты в области сертификации персонала неразрушающего контроля» и оценка квалификации персонала неразрушающего контроля со стороны работодателя.

Работа круглого стола началась с доклада «Обучение и подготовка в области неразрушающего контроля» (д-р техн. наук Быстрова Н.А., к.т.н. Травкин А.А., Подразделение «СертиНК» ФГАУ «НУЦСК при МГТУ им. Н.Э.Баумана»), с которым выступил Травкин А.А. Он напомнил, что Распоряжением Правительства РФ от 3 марта 2015 г. № 349-р утвержден комплекс мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, среди которых были обозначены мероприятия по подготовке списка перспективных и востребованных на рынке труда профессий и специальностей, требующих среднего профессионального образования. В результате выполнения распоряжения Правительства Приказом Минтруда России № 831 от 2 ноября 2015 г. был утвержден список пятидесяти наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования, среди которых присутствует профессия «Специалист по неразрушающему контролю (дефектоскопист)».

А.А. Травкин отметил, что в декабре 2016 года Приказом Минтруда России был утвержден федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования (ФГОС СПО) по профессии 15.01.36 «Дефектоскопист». Срок получения образования в соответствии с ФГОС СПО «Дефектоскопист» в очной форме обучения вне зависимости от применяемых образовательных технологий составляет на базе основного общего образования - 2 года 10 месяцев; на базе среднего общего образования - 10 месяцев. В соответствии с ФГОС «Дефектоскопист» можно получить следующие квалификации: «дефектоскопист по визуальному и измерительному контролю – дефектоскопист по ультразвуковому контролю», «дефектоскопист по визуальному и измерительному контролю – дефектоскопист по радиационному контролю», «дефектоскопист по визуальному и измерительному контролю – дефектоскопист по капиллярному контролю - дефектоскопист по магнитному контролю». При этом минимальные требования к результатам освоения основных видов деятельности образовательной программы среднего профессионального образования по профессии «Дефектоскопист» не предполагают получение навыков оценки качества по результатам контроля. Для приобретения навыков оценки допустимости выявленных несплошностей необходимо повышение квалификации.

Выступающий подчеркнул, что Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ определяется термин «примерная основная образовательная программа», под которой понимается учебно-методическая документация (примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов), определяющая рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы. Примерные основные образовательные программы включаются по результатам экспертизы в реестр примерных основных образовательных программ, являющейся государственной информационной системой. Информация, содержащаяся в реестре примерных основных образовательных программ, является общедоступной. В реестре примерных основных образовательных программ присутствует примерная основная образовательная программа, разработанная в соответствии с ФГОС СПО по профессии «Дефектоскопист».

В докладе было отмечено, что требования к образованию специалистов неразрушающего контроля присутствуют в профессиональном стандарте «Специалист по неразрушающему контролю». Для соискателей, проходящих оценку квалификации по обобщённой трудовой функции «Выполнение работ по неразрушающему контролю без выдачи заключения о контроле», предъявляются следующие требования к образованию и обучению: наличие среднего общего образования, прохождение профессионального обучения. В соответствии с п. 1 статьи 73 Федерального закона «Об образовании в РФ» профессиональное обучение направлено на приобретение лицами различного возраста профессиональной компетенции, в том числе для работы с конкретным оборудованием, технологиями, аппаратно-программными и иными профессиональными средствами, получение указанными лицами квалификационных разрядов, классов, категорий по профессии рабочего или должности служащего без изменения уровня образования. Следует отметить, что Приказом Минтруда России от 9 апреля 2018 года № 215 из Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих были исключены квалификационные характеристики профессий рабочих, связанных с проведением неразрушающего контроля.

Для соискателей, проходящих оценку квалификации по обобщённой трудовой функции «Выполнение работ по неразрушающему контролю с выдачей заключения о контроле», предъявляются следующие требования к образованию и обучению: наличие среднего профессионального образования, дополнительного профессионального образования (программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки). Программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации. Программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации. К освоению дополнительных профессиональных программ допускаются лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование; лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование. Методическое обеспечение обучения и подготовки специалистов неразрушающего контроля определяется образовательной программой, разрабатываемой образовательной организацией в соответствии с требованиями профессиональных стандартов.

Травкин А.А. выразил мнение, что требования к образованию и подготовке специалистов неразрушающего контроля, содержащиеся в ПБ 03-440-02 «Правила аттестации персонала в области неразрушающего контроля», сформулированы в терминах Федерального закона «Об образовании» от 10.07.1992 г. № 3266-1, действовавшего до вступления в силу Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» актуальной редакции, и нуждаются в приведении в соответствие с терминами, регламентированными действующим законодательством в области образования.

С докладом «Новые стандарты в области сертификации персонала неразрушающего контроля» (Муллин А.В., Маковчук Н.С., к.т.н., доцент Стрижаков В.М., «НУЦ «Контроль и диагностика») выступил Стрижаков В.М. «НУЦ «Контроль и диагностика». Он сообщил, что с 2018 года на базе «НУЦ «Контроль и диагностика» функционирует ПК 7 «Квалификация персонала» ТК 371 «Неразрушающий контроль». Председателем ПК 7 является первый заместитель директора Муллин А.В., секретарем – руководитель экзаменационного центра Маковчук Н.С. Основная задача подкомитета ПК 7 состоит в разработке документов для применения их на территории Российской Федерации в качестве национальных стандартов, с целью совершенствования процесса сертификации персонала.

В докладе рассматривались пять стандартов, которые находятся в разработке подкомитета, и выход которых планируется в этом году. Вначале докладчик остановился на стандартах, которые регламентируют порядок организации специальной подготовки (обучения) кандидатов на сертификацию. Наличие специальной подготовки, наряду с производственным стажем, является обязательным условием для допуска кандидата к квалификационным экзаменам, оно содержится в документах абсолютно всех систем, устанавливающих процедуры аттестации/сертификации персонала.

Стрижаков В.М. отметил, что на сегодняшний день можно выделить два международных стандарта, применение которых позволяет систематизировать процесс специальной подготовки:

  • ISO/TS 25108:2018 – Контроль неразрушающий. Организации, проводящие подготовку персонала неразрушающего контроля;
  • ISO/TR 25107:2006 – Рекомендации по программам обучения методам неразрушающего контроля.

Подкомитет вел работу по предыдущей редакции стандарта ISO/TS 25108, но в 2018 г. вышла новая редакция, и в этом году, планируется выпустить уже актуальную версию. В стандарте, как отметил В.М. Стрижаков, подробно изложены ответы вопросы как: какое руководство и какая система менеджмента качества должны быть в учебной организации; что должна обеспечивать система зачисления студентов, какая система текущей оценки студентов должна применяться и каким образом следует оформлять записи об учащихся; какие общие требования к учебным программам, какие учебные образцы и какое оборудование должны быть использованы на практических занятиях. Стандарт также содержит два приложения: приложение А «Руководящие принципы оснащения организаций, проводящих обучение по НК» и приложение В «Электронное обучение» содержит основные требования к системе электронного обучения в области неразрушающего контроля».

Докладчик отметил, что ISO/TR 25107:2006 это более известный документ, который устанавливает требования к содержанию обучения по каждому методу неразрушающего контрол для каждого уровня квалификации. Ссылка на этот стандарт имеется в ISO 9712. В 2019 году, ожидается выход новой редакции ISO/TR 25107. Ориентирование обучающих организаций в своей работе на общепринятые стандарты, это первый шаг к тому, что слушатели могут быть уверены, что объем знаний, который они получают в разных учебных организациях, будет достаточным для успешной сдачи экзаменов в любом органе по сертификации.

В дальнейшем В.М. Стрижаков остановился рассмотрении трех международных стандарта, использование которых позволяет систематизировать процессы квалификации и сертификации персонала неразрушающего контроля и применение которых очень важно для органов по аттестации/сертификации и экзаменационных центров:

  • ISO/TS 22809:2007 – Несплошностив образах, используемых в квалификационных экзаменах;
  • ISO 18490:2015 – Оценка остроты зрения персонала, проводящего неразрушающий контроль;
  • ISO 9712:2012 «Неразрушающий контроль. Квалификация и сертификация персонала».

В ISO/TS 22809:2007 четко описаны конфигурации образцов, типы, количество и размеры содержащихся в них несплошностей. Установлено необходимое минимальное количество экзаменационных образцов в экзаменационном центре. Еще в этом документе обращено внимание на такую важную и интересную характеристику как минимальный размер несплошностей, подлежащих регистрации.

ISO 18490:2015 содержит требования, касающиеся предоставления кандидатом сведений о проверке зрения. Этот документ также является обязательными для допуска к квалификационным экзаменам и расширяет возможности органов по сертификации персонала в этой части.

Докладчик подчеркнул, что разрабатываемый в настоящее время национальный стандарт «Контроль неразрушающий. Квалификация и сертификация персонала» будет идентичен общеизвестному международному стандарту ISO 9712:2012. К сожалению, из всех стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС), только в Российской Федерации, сейчас нет национального стандарта полностью идентичного международному ISO 9712:2012, и этот пробел нам необходимо устранить.

Задачей доклада «Оценка квалификации персонала неразрушающего контроля со стороны работодателя» (ООО «НУЦ «Качество», к.т.н. Батов Г.П., к.т.н. Пономарева И.Н.), с которым выступила Пономарева И.Н., стало не только ознакомление участников круглого стола с оценкой квалификации персонала неразрушающего контроля со стороны работодателя, но и освещение существующих подходов к оценке квалификации персонала в области неразрушающего контроля. Она отметила, что схемы сертификации персонала можно разделить два типа:

сертификация в независимом органе по сертификации персонала -сертификация персонала третьей стороной (например, в соответствии с ISO 9712:2012 «Неразрушающий контроль. Квалификация и сертификация персонала» и ПБ 03-440-02 «Правила аттестации персонала в области неразрушающего контроля».);

сертификация специалистов работодателем - сертификация персонала второй стороной (например, в соответствии с EN 4179: 2017«Авиация и космонавтика. Квалификация и допуск персонала для неразрушающего контроля», ГОСТ Р 55252-2012 «Воздушный транспорт. Контроль неразрушающий авиационной техники. Квалификация и сертификация персонала. Основные положения» и SNT-TC-1A «Практические рекомендации. Аттестация и сертификация персонала для проведения неразрушающего контроля»).

При сертификации третьей стороной подготовка и сертификация специалиста проводится в специализированных учебных центрах и органах по сертификации персонала. Специалист, сертифицированный третьей стороной должен уметь применять все техники метода неразрушающего контроля, по которому он прошёл сертификацию и знать общепромышленные стандарты применения метода. К основным достоинствам сертификации третьей стороной можно отнести: обеспечение независимости и объективности оценки квалификации специалистов, широкий кругозор и набор навыков, получаемый специалистом. Среди недостатков сертификации третьей стороной необходимо отметить следующее: не обеспечивается уверенность в том, что специалист достаточно хорошо знает приборы и технологии, применяемые на предприятии- работодателе; специалист может быть не полностью готов после сертификации к началу работы на своем рабочем месте; не определена ответственность за сертификацию персонала.

При сертификации специалистов работодателем, работодатель несет полную ответственность за процедуру сертификации (даже при привлечении сторонних организаций), кандидат проходит подготовку по программам, утвержденным работодателем и сертификацию непосредственно на оборудовании и образцах, связанных с его производственной деятельностью. Это позволяет ликвидировать недостаток при сертификации третьей стороной, но это дает работодателю слишком много свободы, что может привести к необъективной оценке компетентности. Сертификация второй стороной позволяет получить узко специализированных дефектоскопистов, умеющих выполнять только свои обязанности на своем рабочем месте. Данный подход позволяет снизить требования к образованию и начальной подготовке специалиста. Как ни странно, но именно сертификация работодателем применяется для особо ответственных и опасных объектов, где связь ответственности за пропущенный дефект наступает неотвратимо, и причем не через 25 лет, а через 1 месяц или день. К таким отраслям можно отнести авиацию и космонавтику, применение бурового оборудования, трубное производство и производство сосудов давления. В таких условиях работодатель не может себе позволить допустить к проведению контроля персонал, в квалификации которого он не уверен. А так как при сертификации третьей стороной ответственность за сертификацию персонала не определена, определенное недоверие к удостоверениям выданным независимым органами по сертификации сохраняется.

Пономарева И.Н. высказала мнение, что для производства во всем мире важной частью является себестоимость продукции, в частности и стоимость контроля и поэтому подготовка и сертификация в независимом органе по сертификации, например, оператора автоматической установки по контролю рассеянным магнитным потом шва на трубе, встроенной в производственную линию, является просто тратой денег, так как очевидно, что никаких полезных навыков он не получит и не сможет приступить к работе после прохождения сертификации. Подготовка и сертификация персонала автоматизированных линий, это отдельная и сложная задача, которая пока решается только работодателем самостоятельно, на основе систем сертификации персонала второй стороной. Специалисту - оператору автоматической системы необходимо знать: общую физику метода (сокращенный курс), стандарты организации, требования заказчика и иметь навыки работы с установкой. Очевидно, что такие навыки можно получить только на предприятии, где сотрудник работает (так как часто установки для проведения контроля уникальные и очень дорогостоящие изделия). Часто требование к наличию внутренней сертификации персонала являются требованием иностранных заказчиков, для допуска к проведению работ или для признания продукции соответствующей стандартам API, ASME, DS-1. Для создания внутренней системы сертификации работодателю необходимо разработать и внедрить на предприятии систему сертификации персонала, разработать всю документацию системы и создать внутренний орган по сертификации персонала. При этом созданная система и орган по сертификации и его документация должны соответствовать устоявшимся за 50 лет требованиям заказчиков. По Правилам систем SNT-TC-1A или EN 4179. Работодатель может обратиться за помощью к сторонней организации для разработки и внедрения такой системы, а также для помощи в подготовке специалистов и приеме экзаменов.

Пономарева И.Н. отметила, что ООО «НУЦ «Качество» более 3-х лет участвует в работах по созданию предприятиями собственных систем сертификации персонала, в соответствии со всеми необходимыми требованиями. Все компании, которые обратилась к ООО «НУЦ «Качество» , смогли успешно решить поставленные задачи, такие как: организация работ по неразрушающему контролю в соответствии с требованиями заказчика и соответствующих стандартов; Оптимизация проведения неразрушающего контроля, повышение вероятности выявления дефектов, внедрение новых методов и техник контроля; прохождение аудитов со стороны заказчика или органов по сертификации продукции (ASME, API). Достижение таких результатов оказалось возможным, так как: в штате ООО «НУЦ «Качество» работают специалисты уровня 3 по всем используемым методам НК и во всех перечисленных направлениях; В штате НУЦ «Качество» есть сотрудники 3 - го уровня сертифицированные Американским обществом НК на 3-й квалификационный уровень, знакомые со всеми требованиями системы, и признаваемые любыми аудиторами как «экзаменатор с подтверждённой квалификацией»; Для всех типовых техник по перечисленным направлениям разработаны специализированные курсы лекции и программы подготовки, для новых направлений мы всегда готовы разработать все материалы на основе документов организации - заказчика. ООО «НУЦ «Качество» приглашает все заинтересованные предприятия к сотрудничеству. Совершенно не обязательно приглашать иностранных консультантов для решения вопроса внедрения системы сертификации персонала в соответствии с SNT-TC-1A, когда можно это сделать в России на русском языке с существенно меньшими затратами (документация для заказчика будет разработана на английском языке).

Круглый стол проходил не в традиционном режиме выступления докладчика с последующими вопросами к докладчику и выступлениями по прозвучавшему докладу участников круглого стола, а представлял собой живую дискуссию, в ходе которой можно было сразу получить ответы на вопросы к докладчикам и выступить участнику круглого стола. В итоге участники круглого стола могли сразу получить разъяснения по возникшим у них вопросам и высказать свои мнения. С самого начала дискуссий, продолжавших выступления докладчиков, активное участие в них принял президент РОНКТД Прохорович В.Е. Подводя итоги работы, участники отметили необходимость совершенствования взаимосвязи обучения и сертификации персонала и внедрения новых стандартов и положительного международного опыта в области подтверждения компетентности специалистов.



Отчет предоставил:

Коновалов Николай Николаевич, д.т.н., Заместитель Генерального Директора АО «НТЦ «Промышленная безопасность»